Впервые в мире российские воздухоплаватели Валентин Ефремов и Владимир Исайчев пересекли на воздушном шаре «Святая Русь» так называемый «байкало-бермудский треугольник» – аномальную зону озера.
Пилот-командир Валентин Ефремов – профессиональный путешественник и воздухоплаватель. В 2005 году он достиг на воздушном шаре Северного полюса. Едва Ефремов объявил о своём намерении, журналисты присвоили ему титул «сумасшедшего». Потому что все подобные попытки – от Андрэ и Нобеля до современников – заканчивались трагически. «Это мой Путь, – сказал тогда Валентин. – Я хочу и могу его пройти». И прошёл, и достиг.
Пилот-исследователь Владимир Исайчев – председатель Всероссийского движения «Возращение к истокам» – свою общественную деятельность начинал необычно: вернул односельчанам заброшенный колодец, возродив к жизни старинный родник. Его усилиями появилась в деревне часовня, а затем и церковь. За целебной водой к Князь-Владимирскому источнику едут теперь со всей округи. «Капли источника наполняют реки, реки питают озёра и моря и вливаются в океан, – говорил Владимир Исайчев. – И я давно мечтаю породнить свой источник с прародителем других – священным озером Байкал».
Этим двум людям, мечтающим о Байкале, суждено было встретиться, а затем объединиться в корзине воздушного шара.
Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Его возраст учёные определяют в 25 млн лет. Геофизики высказывают предположение, что Байкал – зарождающееся море. Его берега расходятся со скоростью до двух сантиметров в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.
Байкал – самое крупное хранилище пресной воды на планете – 23 тыс. куб. км. В котловине Байкала сосредоточено около 20% мировых запасов пресных озёрных вод планеты. Учёные единодушны: Байкал – явление исключительное. Подобного озера на Земле нет и никогда не будет.
Задача человечества сохранить Байкал по-прежнему остаётся нерешённой. Привлечь внимание к экологическим проблемам Байкала и было одной из главных задач воздухоплавателей.
С Байкалом связано множество мифов и легенд. Но самой сакральной зоной Прибайкалья считается мыс Рытый. Существует устоявшееся поверье, что Рытый опасен для находящихся там людей. У капитанов байкальских судов в этом месте перестают работать компасы и приборы спутниковой навигации. Местные жители запрещают появляться здесь женщинам, для бурят это «страшное и священное» место, где живут сердитые боги, посылающие сильные ветры. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух. Шаманы считают мыс Рытый захоронением владыки Северного Байкала и отца семи ветров Ухэра, а уфологи рассказывают о неопознанных светящихся шарах и загадочно блуждающих красных огнях.
Некоторые историки полагают, что именно здесь похоронен покоритель мира Чингисхан.
Отсюда воздухоплавателям предстояло начинать свой перелёт.
Старт воздушного шара с символическим названием «Святая Русь» был намечен на 9 сентября. Ровно 100 лет назад воздушный батальон русской армии предпринял первую попытку перелёта на дирижабле через Байкал. Увы, неудачно. Тогда же было сделано заключение: летать через Байкал небезопасно. Об этом же предупреждали Ефремова и Исайчева в МЧС, об этом говорили военные и гражданские авиаслужбы, долго не дававшие разрешения на полёт.
Но не столько их заключения, сколько своего главного «союзника» – нужный ветер – ждал и призывал Валентин Ефремов. О ветрах Ефремов знает, кажется, всё. Они – и гибель, и спасение воздухоплавателя.
– Ветры на Байкале дуют почти всегда, – рассказывает Валентин. – Таких ветров нет больше нигде – это встречно-поперечные потоки воздуха.
Особенность байкальских ветров в том, что они почти все и всегда дуют вдоль берега. Этим объясняются трагедии воздухо-плавателей, которые либо падали на воду, либо, в лучшем случае, их вновь возвращало на берег. И хотя основных ветров на Байкале семь, местных названий более 30.
Ветер, дующий вдоль Байкала с севера на юг, зовут верховик, или ангара. Это сухой ветер, дующий без порывов с середины августа, но уже в ноябре раскачивающий на Байкале волны до 6 м высотой.
Баргузин – могучий ветер – дует вдоль и поперёк Байкала. Он, как богатырь, растёт не по дням, а по часам, набирая силу и мощь.
Култук – ветер, дующий с южной оконечности Байкала и вдоль всего побережья, в любой момент может принести дождливую погоду и сильные штормы. Он приходит, когда его не ждёшь, и быстро набирает силу.
Но воздухоплаватели ждали сарму. Самый сильный байкальский ветер. Скорость его превышает 40 м/сек. Это – их ветер. И его предвестник – облака. Они появились, но не 7, 8, 9 сентября, когда были запланированы резервные даты полёта, а 10- го, когда, в очередной раз вглядываясь в чистое небо, Ефремов сказал: «Сегодня мы полетим». Он предчувствовал облака. Он предчувствовал ветер.
Главный вопрос любой экспедиции – безопасность. Обеспечить себя средствами спасения – надувными лодками-плотиками, жилетами, средствами навигации – это только полдела. Решить вопрос со спасательным катером, быстроходной яхтой, которая в случае непредвиденного приземления или падения воздушного шара на воду тут же придёт на помощь, – это уже гораздо сложнее.
Но когда были решены все организационные вопросы, выяснилось, что взлёт с заколдованного мыса Рытый невозможен. Командир вертолёта сопровождения категорически отказался оттуда взлетать. И рассказал воздухоплавателям, что два года назад именно здесь по непонятным причинам разбился вертолёт Ми-2. Машина как будто натолкнулась на невидимую стену, резко взмыла вверх, а затем рухнула в Байкал.
На всякий случай существовало три дублера-маршрута. Но Ефремов неожиданно выбрал для подъёма шара мыс Арал. Неподалёку от мыса Рытый. Мыс Арал внешне напоминал взлётную площадку для инопланетных кораблей: безбрежная сопка с местами поклонения местных шаманов могущественным «хозяевам» местности – Обоо. О чём уж «разговаривал» Валентин с Обоо, так и останется тайной, но на следующее утро они взлетели. Путь был открыт. И путь этот пролегал через глубинную впадину, разлом тектонических плит – так называемое «лоно» Байкала и остров Ольхон.
Ольхон – самый крупный остров Байкала. Его длина – более 70 км, ширина – до 12 км. Это главное сакральное место озера-моря. Именно здесь шаманы многих родов веками вступали в свои таинственные отношения с природой. Так вот, пролетая над Ольхоном, воздухоплаватели поразились тому, как остров своими очертаниями буквально повторяет очертания Байкала.
«Святая Русь» летела над «священным морем». Пилот-исследователь Владимир Исайчев наблюдал за приборами, чётко выполняя команды Ефремова. Не забыл и главное – «соединить» воды родного Князь-Владимирского источника с Байкалом. Перелёт длился уже три часа и на удивление проходил спокойно. Видно, Ефремов договорился с Обоо. Вертолёт сопровождения указал воздухоплавателям место возможной посадки.
Возможно, шар там бы и приземлился, но внезапно начал меняться ветер. Шар понесло за хребты, на скалы, где не только шар, но и вертолёт не смог бы приземлиться. Проблема.
Однако реальная проблема возникла гораздо раньше: там, над аномальной зоной – лоном Байкала и Ольхоном, – отказала коротковолновая радиостанция, прекратил работать GPS, действовал только механический высотометр. Связь с вертолётом прервалась. Шар перелетел очередную гряду гор и скрылся из виду пилота.
И тогда Ефремов сделал то, что тысячи лет делали здесь местные жители: обратился к батюшке-Байкалу и отцу семи ветров Ухэра, чтобы те послали им снова в помощь ветер сарму. И смилостивились байкальские божества. Хотя приземление оказалось жёстким. Сто метров тащило шар и корзину по деревьям и острым камням, разрывая в клочья. Как при этом не взорвались газовые баллоны – одному Богу известно!
Воздухоплавателями Валентином Ефремовым и Владимиром Исайчевым вписан ряд новых страниц в экологическую летопись планеты, в «Красную книгу» Байкала и даже в «Книгу рекордов Гиннесса».
Но главное не в этом. В суете текущих дел стирается грань рядового и исключительного. И в своих соотечественниках мы редко видим героев – слишком близко они к нам стоят. А ведь они – герои.
Вера Болдычева
СПРАВКА. Озеро Байкал
Рыбы Байкала
Из истории Байкала. Залив Провал
Из истории Байкала. Байкальский флот