Из-за сурового климата Карское море в холодный период года замерзает, и в нем постоянно существуют льды. Ледовый режим данного моря изучался и продолжает изучаться представителями Арктического НИИ. Данному вопросу посвящается несколько монографий географов и исследователей.
Образование льда начинается с первого осеннего месяца в северной части моря, а в октябре – в южной части. Самые существенные различия между поздними и ранними сроками формирования льда наблюдаются в мысе Желания – до 120 суток, а также в юго-западной области Арктики – до 90 суток.
В водах Карского моря было зафиксировано небольшое количество стамух – здесь 14 процентов многолетних стамух от общего количества в российской части Арктики. Этот показатель намного меньше, чем в Восточном Сибирском море, однако больше, чем в Чукотском и Лаптевом море.
Понятие «ледовых рек»
На основе математических гипотез Бенземан в терминологии динамики морей определил понятие «ледовой реки» как дрейфующий лед в пограничных течениях в переслоенном море. Данный дрейф создает эффект так называемого «чистого скольжения» в слое изменения плотности и нагонной силы у границы сплоченных льдов, а также ледяных припаев в открытых частях обледеневших морей, проливах и заливах. Известно довольно много достоверных образований «ледовых рек» в морях Арктики.
Беспомощность кораблей в ледовых водах
Такой же поток дрейфующих на большой скорости сплоченных, мелкобитых, иногда сжатых и тертых льдов в заливах, проливах или в открытых участках морей или в границах припая малоподвижных массивов льдов достаточно часто провоцируют кораблекрушения и серьезных аварийные происшествия.
Беспомощность ледовых кораблей и даже ледоколов при сильнейшем дрейфе льда со сжатием продемонстрировала, что в настоящее время нет эффективных методов борьбы с данным малоизученным явлением. Уровень риска зависит не столько от быстроты течений, а больше от силы сжатия и сплоченности льдов. Течение с редкими включениями ледников может преодолеть практически любой корабль. Однако поток с относительно слабой скоростью с тертым, мелкобитым льдом с большой сплоченностью иногда не могут преодолевать даже мощнейшие атомоходы. В качестве примера можно привести дрейфующие атомоходы «Арктика», «Сибирь» и ледокол «Киев» в районе Югорского шара, а также дрейф ледокола «Сорокин».
Нередко наблюдались такие «ледовые реки» в северной части моря недалеко от острова Диксон у краев припая, а также в конце Енисейского залива, в узких проливах, к примеру, в Карских воротах, а также в Югорском шаре, недалеко от Крестовских островов в заливе Енисея.