Любой, уважающий себя турист, не может представить свой отдых без комфортабельных условий. Процесс формирования стратегии в гостинично-ресторанном комплексе начинается с анализа взаимоотношений между потребителем и продуктом, с одной стороны, и конкурентной торговой средой – с другой. Многие крупные предприятия для анализа применяют математические модели и статистический инструментарий. Однако если цели и стратегия компании не базируются на реалистической оценке ее текущей позиции и возможностей рынка, то стратегия рискует остаться только благим намерением. Следующим этапом формирования стратегии является изучение возможностей прироста прибыли, который может быть достигнут при расширении количества обслуживаемых компанией рынков как дома, так и за рубежом, увеличение объемов продаж в уже завоеванных рынках, увеличение продаж через расширение доли рынка, увеличение производительности с помощью сокращения издержек производства и продаж. Краеугольным моментом формирования стратегии можно считать позиционирование продукта. По этому вопросу западный ученый Левис утверждает, что определение места продукта гостиничного и ресторанного бизнеса зависит от требований и пожеланий клиентов, имиджа компании, обещаемых выгоду, разделения его свойств от конкурентов. Успешное позиционирование можно осуществить с помощью умело организованной коммуникационной политики с исследованием таких приемов, как реклама, паблик-рилейшнз и др. Другой важной проблемой при разработке стратегии маркетинга компании, по мнению Стефана Калвера, является стандартизация обслуживания, где взаимоотношения между персоналом и клиентом становятся важным свойством продукта и частью процесса планирования. Качественное применение этого свойства и контроль над ним – одна из важных миссий менеджеров в гостинично-ресторанном комплексе. Сложным в гостинично-ресторанном бизнесе является контроль над применением стратегии маркетинга. В основном применяются следующие приемы контроля: выявление прибыльной части бизнеса; анализа коэффициентов загруженности; проведение аудита внутренней и внешней среды каждый год для определения успеха применяемой стратегии; проведение исследований отдельных продуктов и рынков.