Складывается странная ситуация: чем больше телепередач снимается о дальних странах и путешествиях, тем ниже уровень географических знаний у юного телезрителя.
Попробуем понять, почему происходит такой парадокс, тем более, что учебный год только начался.
Аттестация по «Окружающему миру»
Четвероклассники в этом году будут сдавать аттестацию по дисциплине «Окружающий мир» в письменном виде и по стандартам, единым для всей страны. Неужели колокол, в который на протяжении уже нескольких лет трезвонят географы, был услышан? Мы не устаем высмеивать «тупость» американцев, которые путают Грузию и Джорджию, и считают, что Молдавия – это страна Южной Америки. Однако, как оказалось, наши соотечественники гораздо хуже знают географию, к сожалению. Конечно, про Волгу, знают все, а как называется самая длинная река страны? А сколько планет в нашей Солнечной системе? Если вы скажете, что вам совершено не нужно знать ответы на эти вопросы, то дела плохи.
Нужна ли география сегодня?
Современная география – это не просто знания о том, что и куда впадает и на каком меридиане находится. Это и гляциология, и картография, и геоинформатика, и урбанистика, а также демографическая, экономическая и даже гендерная география. Рациональное использование природных ресурсов, изменения климата, влияние на состояние планеты конфликтов – все эти проблемы изучают современные ученые-географы. И этот перечень постоянно расширяется.
Россия будет активизировать освоение Арктики и Заполярья, восстанавливать биологический баланс в сибирских лесах, а Северный морской путь, возможно, станет круглогодичным. Без высококвалифицированных специалистов в этих делах не обойтись. А в стране их явно не хватает. Следует отметить, что такой дефицит начал формироваться даже не в последние годы, а целых два десятка лет назад, когда география перестала быть «профильным» предметом. А вот в странах Европы при образовании в течение 12 лет она преподается до выпускного класса в неделю по три часа.
Между прочим, результаты налицо. На Международной географической олимпиаде победителями в подавляющем большинстве стали именно европейцы. А россияне смогли завоевать только три медали из 78 возможных, причем это было золото, бронза и серебро. Как отметил эксперт, российским ученикам довольно трудно побеждать на подобных конкурсах. Вед наши школьники не имеют особого интереса к данной дисциплине, а его не мешало бы привить – открывать географические клубы, кружки, факультативы.