Из Москвы в Нагасаки современный Мельмот-скиталец может добраться за считанные часы, облететь Землю – за сутки, если повезёт с расписанием рейсов.
В век сверхскоростей мы забываем, как невообразимо огромна наша планета, какие невероятные расстояния можно преодолеть, шутя, какие разные люди населяют пустыни и горы, побережья и острова в океане. Мы уверены в достижимости самых дальних пределов Ойкумены – стоит купить билет.
А из шестисот пассажиров, севших на тот же корабль, на котором Никколо, Маттео и Марко Поло везли в Ормузд невесту для хана из рода Чингизидов - прекрасную монголку Кохицин – уцелело 18 человек, не считая посольства. Остальные утонули, были смыты за борт волнами, погибли в стычках с разбойниками и пиратами, умерли от болезней, не вынесли жаркого солнца… И каждый, поднимаясь на борт, знал, какому риску он подвергает жизнь – и всё равно рвался в странствия. Человек разумный с начала времён – человек любопытный, человек познающий. И никакие печали не останавливали героев, ищущих новые знания, земли, красавиц и неведомых чудищ.
Кем был Марко Поло? Итальянцем или хорватом, путешественником или шпионом, фантазёром или документалистом, прагматиком или романтиком? Как ему удалось завершить свой маршрут и прожить три разные жизни?
По одним документам он родился в 1254 году в Венеции, по другим в Корчуле (Далмация). Его мать умерла родами, отец Никколо и дядя Маттео уехали в дальнее путешествие, забрав с собой основную часть семейного состояния. Марко рос на попечении родственников, практически сиротой. Его ничему не учили, никак не воспитывали, не препятствовали собирать ракушки на набережных, глазеть в порту на прибывающие суда и драться с такими же босоногими и беззаботными венецианскими мальчишками.
Донна Венеция в те года перевалила через зенит славы и власти – после взятия Константинополя дожу Дандоло предлагали даже корону владыки Латинской империи, но он благоразумно отказался. Рынки «жемчужины Италии» ломились от шелков и парчи, пряностей и благовоний, драгоценностей и рабов, на улицах можно было встретить и сарацина в чалме и еврея в высокой шапке и голодного монаха-францисканца и надменного испанца в кирасе и невозмутимого викинга-норманна и даже чёрного, как сажа, невольника-мавра...
Будущее Марко представлялось туманным – он мог податься в приказчики к кому-то из родичей, пойти в наёмники и зарабатывать хлеб мечом или отправиться в монастырь за сытой и благостной жизнью. Но тут, неожиданно для всех, вернулись отец и дядя и судьба сметливого, внимательного и приятного лицом (в Средневековье считалось, что внешность человека соответствует красоте души) мальчика была решена. Весной 1271 года Никколо, Маттео и Марко Поло сели на корабль идущий в Аккру…
Из Святой земли – в грешную землю
Само путешествие бесподобно описано в «Книге о Разнообразии мира» - как великий хан Хубилай встретил и принял венецианцев, как очаровался смышлёным юношей, как приблизил к себе настолько, что назначил губернатором провинции Яньчжоу.
Сам Поло пишет, что добился такой чести благодаря знанию четырёх языков, но это маловероятно. За три года пути от Венеции до Китая, Марко в лучшем случае освоил чтение и письмо на родном итальянском и нахватался слов из купеческого жаргона. Может быть, по настоянию родичей выучил и монгольский, но, скорее всего полиглотом Поло не был – по крайней мере, ни одного описания прочитанной книги, ни одной цитаты на чужом языке в его рассказах не встретишь. Скорей всего мудрый правитель оценил совсем другие черты венецианца – феноменальную память, внимательность и привычку записывать всё увиденное, что показалось важным, а потом докладывать об этом «куда положено».
Если обратить внимание на текст «Книги» можно заметить, как быстро и верно Марко анализировал, обобщал самые важные, «сюжетообразующие» черты разных стран и народов, их населяющих. В отсутствие диктофонов, фотоаппаратов и видеокамер такие способности были особенно ценны. К тому же семейство Поло не было кровно заинтересовано в интригах и клановых войнах окружавших монгольский престол. Хубилай мог опереться на них, как на независимых и компетентных союзников. Неудивительно, что 17 лет кряду хан отказывался отпускать венецианцев на родину, осыпая их золотом и всяческими благами.
Но однажды понадобилось отправить почётное посольство с невестой царского рода – и для сопровождения принцессы в Ормузд не нашлось никого лучше, чем многоопытные купцы. Или сам старый хан понял, что смерть близка, а венецианцы за годы честной службы нажили слишком много врагов, чтобы остаться без покровителя.
И вот – Европа. Никколо и Маттео уже старики, да и Марко – не юноша, ему под сорок. Жизнь одинокого сироты занесло песками пустыни Хань, жизнь блистательного вельможи смыло волнами Средиземного моря. По возвращении в Венецию, Марко не проявил себя ничем особым. Идея грандиозного пира, когда путешественники разодрали лохмотья ветхой одежды и вытряхнули на стол перед гостями груды драгоценных камней, скорей всего принадлежала Никколо или Маттео.
В великую битву между Генуей и Венецией Поло снарядил свой корабль – и потерпел поражение, попал в плен. В зловонной, жуткой генуэзской тюрьме, он оказался в одной камере с шустрым пизанцем, поэтом и автором рыцарских романов, неким Рустичелли. Естественно Поло начал «тискать романы», дабы скрасить тоску заключения. А у пизанца хватило ума понять, что, записав эти байки, он обеспечит себе и доходы и славу. В итоге за пять лет заключения появилась на свет «Книга о разнообразии мира». Видимо, для великих людей средневековья писать в тюрьме было своеобразным хобби – Томазо Кампанелла создал «Город солнца» сидя в застенке за участие в заговоре, а Томас Мэлори воплотил «Смерть Артура» прохлаждаясь в английской темнице за совращение несовершеннолетней.
Донна Венеция
Чтобы лучше понять, почему грандиозный труд Марко Поло произвёл такой фурор среди современников, надо представить себе Европу высокого средневековья во всей её мрачной и торжествующей красе. 1271 год. Христиане уже обрели вожделенный Иерусалим и уже потеряли его. Благородные крестоносцы по наущению венецианцев взяли штурмом православный Константинополь и разорили его так, как не снилось никаким сарацинам. Не во всяком королевском дворце есть отхожие места и ванны, не всякий клирик умеет читать, мало кто из крестьян может подать на стол курицу, даже в большие праздники. Ещё не началась жуткая Столетняя война, не подняла голову инквизиция, генуэзцы не привезли из Кафы смертоносную Iersinia pestis. Уже изобрели порох, сочинили первые романы про Артура и Ланселота, научились украшать еду восточными пряностями, книги – дивным миниатюрами, а соборы – прекрасными витражами.
Средневековый мир жил на грани любви и смерти, ни один человек, закрывая глаза, не был уверен, что проснётся наутро. В любой момент хищный отряд наёмников, смерч, пожар или эпидемия могли смести с лица земли хрупкий очаг человеческого жилья. Людей посещали ангелы, мучили демоны, ведьмы, горячечный бред и галлюцинации от спорыньи, подмешанной в хлеб. Существование песьеглавцев, оборотней, единорогов и благословенного царства пресвитера Иоанна было такой же частью картины мира, как папа Римский или король Святой Земли – все знают, что они есть, но почти что никто не видел.
оэтому, когда мессер Поло, вернувшись, из дальних странствий, начал рассказывать про обычаи жителей дальних стран, его истории стали сказками, на грани вымысла и реальности. Подумать только – саламандру добывают из горной породы, мёртвых детей женят между собой, а деньги делают из бумаги или морских раковин. Популярности книге добавил каприз истории – сперва Чума выкосила пол-Европы, затем династия Мин начала политику «железного занавеса» и спустя полвека связь с Востоком почти прервалась.
Но из детских сказок выросли взрослые мечты. Христофор Колумб затеял великий поход, руководствуясь повестью Марко Поло, экземпляр книги он взял с собой в плаванье. Конквистадоры искали в Америке Золотого царя и его бесчисленные сокровища. Алчным купцам не давал покоя остров Цейлон, где находится «…самый красивый в свете рубин у здешнего царя; такого никто не видел, да и увидеть трудно; он вот какой: в длину он с пядь, а толщиною в человеческую руку».
Но вернёмся к герою нашей статьи.
После освобождения Марко, наконец, женился, породил с женой Донатой трёх дочерей, унаследовал всё состояние отца и дяди, под старость стал скуп и склочен, судился с родственниками из-за мелких долгов и спокойно умер в своей постели в семьдесят лет – весьма почтенный для того времени возраст. Перед смертью он отпустил на волю «татарского» (скорее славянского судя по имени) раба Петра и разделил между женой и дочерьми нажитые сокровища, включая золотую пайцзу Хубилая. Миф, будто на просьбу священника в исповеди признаться, что мессер Марко выдумал свои путешествия, Поло ответил, что не рассказал и сотой доли того, что видел – скорее всего, красивая байка.
Для Венеции начала 14 века сообщение с экзотическими странами было так же естественно как для нас торговля с Турцией или Китаем. Итальянский монах Джованни Монтекорвино примерно в те же годы построил в Ханбалыке (будущем Пекине) первую в регионе католическую церковь. За полвека до Поло переговоры с ханом Батыем вёл ещё один францисканец, Джованни Плано Карпини. Свои записки о великом Востоке оставили миссионеры Андре де Лонжюмо и Гийом де Рубрук – и любой сколь-нибудь предприимчивый венецианский купец знал об этом. Торговля с заморскими странами была бизнесом, приносящим прекрасные дивиденды. А международным шпионажем, к слову о репутации семьи Поло, в те времена занимались миссионеры из францисканского и доминиканского орденов – со всех краёв света они, словно трудолюбивые пчёлы, собирали информацию для папы Римского. И светские люди в этой системе могли оказаться разве что случайно и ненадолго – слишком дорого стоили секреты церкви.
Имущество семьи Поло досталось дочерям и зятьям, а потом и вовсе ушло в чужие руки – ни один из мужчин Поло не оставил наследников. Сработанный на совесть каменный дом простоял ещё много веков, жаль только один из пожаров уничтожил все записи Никколо и Марко. А вот «Книга» дожила до наших дней, до сих пор переиздаётся и пользуется устойчивой популярностью – она действительно занимательна, легко и ярко написана.
Красавицы и принцессы
Самый склочный вопрос, который раз за разом поднимают исследователи «Книги» - действительно ли Поло побывал во всех тех странах, о которых рассказывал? Почему он не упомянул об иероглифах, чае или бинтовании ног, почему его маршруты дают такие географические погрешности? Абсолютно точно ответить на этот вопрос невозможно – все свидетели путешествия семьсот лет как стали прахом. Но косвенные доказательства всё же есть. Достаточно прочитать о горючих камнях, которыми топят в «Катае», бумажных деньгах, белых кобылицах, молоко которых могут пить только царевичи-чингизиды, манере монголов вести бой, бросаясь в бегство и заманивая врагов – эту тактику, по горькому опыту знакомую русичам, упоминали и наши летописцы. Рассказывая о восточных мудрецах Поло употребляет хорошо знакомое нам слово «сенси» - сенсэй. Описывая единорога «Посреди лба толстый и черный рог... Голова как у дикого кабана и всегда глядит в землю; любит жить в топях да по болотам. С виду зверь безобразный» - даёт портрет азиатского носорога. Саговая пальма, ловля жемчуга с лодок, обычай «сати», живописная и трогательная история Будды Шакьямуни – все эти вещи мог передать только очевидец. Но самое весомое доказательство путешествия Марко Поло – его рассказы о женщинах.
Великий путешественник, похоже, был изрядным шалуном и отъявленным ловеласом. Его отец, Никколо Поло, привёз из странствий двух незаконных сыновей – Стефанино и Джованнино – их потом упоминают в завещании и Никколо и Марко. Поло-младший вернулся один – но вместо отпрысков он привёз рассказы о красоте или уродстве, брачных законах и любовных привычках женщин самых разных народов. Его интересовало всё – и законные жёны ханов и «мирские жёны-грешницы» и «девки» жрицы, служащие идолам, и одежды «едва прикрывающие срам». С профессиональной внимательностью Поло рассказывает:
«Есть у них вот какой обычай: коль от жены муж уйдет на сторону дней на двенадцать, жена, как только он ушел, берет себе другого, и по их обычаям это ей дозволено, а муж там, куда пошел, женится на другой» (о Турции)
«Никто здесь ни за что в свете не женится на девственнице; девка, говорят они, коли не жила со многими мужчинами, ничего не стоит… Придут сюда иноземцы и раскинут палатки для побывки; тотчас же старухи из деревень и замков приводят к ним дочерей, по двадцати, по сорока и меньше, и больше, и отдают их странникам на волю, чтобы те жили с девками… А когда путешественник, пожив с девкой в свое удовольствие, захочет уходить, должен он ей подарить какую-нибудь вещицу, чтобы девка могла, когда замуж выйдет, удостоверить, что был у нее любовник. Каждая девка почитает нужным носить на шее более двадцати разных подарков… И чем больше у девки подарков… тем милее она, и тем охотнее на ней женятся: она, дескать, красивее других... Приходить сюда следует молодым, от шестнадцати до двадцати четырех лет». (о Тибете)
«А у жен в этой стране вот какой обычай: коль иноземец или другой какой человек живет с их женами, дочерьми, сестрами или иными женщинами, что у них в доме, так это не почитается за дурное, а за хорошее; за это, говорят они, боги и идолы к ним милостивы и даруют им всякие земные блага в обилии... Здесь, знайте, муж, как только завидит, что иноземец идет к нему или просит пристанища в его доме, тотчас же уходит из дому, а жене наказывает во всем слушаться иноземца; до тех пор не возвращается, пока иноземец в доме. Иной раз, скажу вам, иноземец дня три живет в доме и спит себе на постели бедняка с его женою. А чтобы знали, что он в доме, иноземец вывесит свою шапку или что другое, и значит это, что он еще в доме; и пока этот знак висит у дома, бедняк не смеет вернуться к себе. И то же самое в целой области» ( о провинции Цюньду)
«На то, что один у другого жену отбил, не обращают никакого внимания, коль не против воли жены». (О Караджане)
«Здешние женщины с виду очень безобразны: рты большие, и глаза тоже, а носы толстые; груди у них в четыре раза толще, нежели у наших женщин; очень безобразны». (о Занзибаре)
«Знатные мужчины и женщины носят вот какие штаны: у иной на штаны, что на ногах, пойдет более ста аршин [брасов] бумажной материи, у другой восемьдесят, у третьей шестьдесят, а все это для того, чтобы задница казалась потолще; толстых женщин мужчины очень любят». (о Бадахшане)
«Грешницы, мирские, значит, жены, что за деньги людям служат, в городе жить не смеют; живут они по предместьям, и не поверите, сколько их тут! Добрых двадцать тысяч их тут! И все за деньги служат, и все заняты, потому что каждый день многое множество купцов и иностранцев приходит и уходит.Если столько мирских жен, легко понять, сколько народу в Канбалу» (о Ханбалыке).
Похоже, не зря рыдала прекрасная Кохицин, спустя три года странствий прощаясь со своими спутниками, похоже неспроста исчахла она в Ормузде и умерла вскоре после отъезда Поло. Да и сам Марко тянул с женитьбою сколько мог, и до скончания дней нелестно отзывался о внешности, нравах и обычаях венецианских женщин, всякий раз ставя им в пример целомудренных, скромных и обворожительных дочерей Хань.
На Востоке говорили «красива как китаянка» - но у любви принцессы и венецианского купца не могло быть ни настоящего ни будущего. Недаром Поло больше не возвращался в Серединную империю и в относительно молодом возрасте (отец его был едва ли моложе, когда впервые отправился в Ханбалык) пустил корни в Венеции, зажил оседлой жизнью. Вряд ли отважного Марко пугали опасности и тяготы путешествий, вряд ли он недооценивал, какой капитал представляют его знания о культуре, обычаях и торговых привычках жителей дальних стран.
«Тем, кто слышал зов Востока, мать-отчизна не мила» как писал Киплинг. Но что-то удерживало его на месте – может быть, раненое сердце?
При написании статьи использовались следующие материалы: Г. Харт «Венецианец Марко Поло», В. Шкловский «Марко Поло», Марко Поло «Книга о разнообразии мира», «После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий».
Автор: Вероника Батхан